Семья и семейные ценности

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищённости.

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по общему признанию учёных исследователей, социальный институт семьи переживает состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте.

Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Для них становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справиться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей должен стать детский сад.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьёй жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребёнок самореализовался, развивая свои творческие способности. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом он должен поучаствовать.

Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении и взаимодействии детский сад и семья создают условия для полноценного развития личности ребёнка.

В рамках реализации взаимодействия с семьей мы активно используем разнообразные нетрадиционные формы совместной деятельности родителей и детей: участие родителей в творческих конкурсах, семейных прогулках, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изодеятельности, и т. д. Проведение интересных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Взаимодействие с семьёй – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Творческое взаимодействие педагогов и семьи является одним из наиболее важных, которое заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении интересов ребёнка. Такое сотрудничество помогает нам объединить усилия в создании условий для формирования у детей таких качеств, как целеустремлённость, ответственность, трудолюбие, которые необходимы для самоопределения и самореализации воспитанника, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.

В ходе работы мы использовали следующие принципы взаимодействия с родителями:

  • Доброжелательности. Позитивный настрой на общение является тем фундаментом, на котором строиться вся работа.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество.
  • Динамичность.

Таким образом, эта интересная форма работы помогла родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

Цели:

  • развивать в детях чувство семейной сплочённости, воспитывать интерес к истории своей семьи;
  • формировать навыки общения, сотрудничества, сотворчества родителей и детей;
  • укреплять семейные ценности и традиции;
  • привлекать родителей к созданию благоприятных условий для развития ребёнка в семье и дошкольном учреждении.

Задачи:

  • Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
  • Привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком и учреждения образования.
  • Формировать у детей представление о семье, её составе, взаимоотношениях.
  • Способствовать осознанию детьми себя, как полноценного, любимого члена семьи.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
  • Расширять теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания детей