Методическая копилка мероприятий по безопасности
Беседа “Осторожно сосульки!”
Цель:
рассмотреть различные ситуации безопасности жизни и здоровья в зимнее время;
расширить знания воспитанников с правилами безопасности
Задачи:
дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши – травма, если облизывать или есть – ангина);
учить уберечься от сосулек в конце зимы – начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность, самостоятельно рисовать ритмом мазков, линий, капли; учить аккуратно пользоваться краской.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент
1.Загадка
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
- Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним. Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.
Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?
А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.
Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.
ПРАВИЛА!
Населению рекомендуется: соблюдать осторожность и, по возможности, не подходить близко к стенам зданий. При выходе из зданий обращать внимание на скопление снежных масс, наледи и "сосулек" на крышах, по возможности, обходить места возможного их обрушения. Особое внимание следует уделить безопасности детей.
Если во время движения по тротуару вы услышали наверху подозрительный шум – нельзя останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что там случилось. Возможно, это сход снега или ледяной глыбы. Нужно как можно быстрее прижаться к стене, козырек крыши послужит укрытием.
Не следует оставлять автомобили вблизи зданий и сооружений, на карнизах которых образовались сосульки и нависание снега. Также необходимо помнить, что чаще всего сосульки образуются над водостоками, поэтому эти места фасадов домов бывают особенно опасны. Их необходимо обходить стороной.
Кроме того, следует обращать внимание на обледенение тротуаров. Обычно более толстый слой наледи образуется под сосульками.
При обнаружении сосулек, висящих на крыше вашего дома, необходимо обратиться в обслуживающую организацию. Работники коммунальных служб должны отреагировать на ваше сообщение. Согласно существующим нормам, ответственность за все травмы, полученные прохожими, несут руководители обслуживающих предприятий, сооружений независимо от форм собственность.
Работы должны быть организованы в соответствии с требованиями техники безопасности. На местах очистки должны быть установлены знаки, запрещающие пешеходное движение и ограждения. Снег, сброшенный с крыш, должен немедленно вывозиться владельцами строений.
Надо быть нам всем очень внимательными и не ходить под нависшими над головой сосульками и обходить подальше места возможного схода снежных лавин с крыши зданий.
Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!
Профилактическое мероприятие «Тюбинг – развлечение или опасность?»
Цель: предотвращение несчастных случаев в зимний период во время катания на тюбингах.
Задачи :
- Определить, что такое тюбинг: развлечение или опасность?
- Познакомиться с конструкцией тюбинга
- Выяснить опасные факторы при использовании тюбинга
- Изучить статистические данные травмпунктов о несчастных случаях с использованием тюбинга
Ход мероприятия:
Основная часть
Согласно определению Википедии, тюбинг (на английском языке tubing, от слова tubе – труба) – катание на надувных санках (тюбах) по снегу или по воде.
Спуск на тюбе по заснеженным склонам небольшой крутизны был известен уже в 1820-х годах, хотя форма самого тюба и отличалась от сегодняшнего. Спуск происходит за счёт силы гравитации и в зависимости от силы трения тюб может развивать довольно большую скорость. Управлять тюбом можно, изменяя положение тела и таким образом изменяя центр тяжести.
Во многих торговых сетях тюбинг рекламируют как самый нетравматичный вид зимнего транспорта. На первый взгляд вроде так и должно быть: в отличие от санок, в тюбинге нет металла и дерева – нечем пораниться, в отличие от ледянок – все везде мягкое. С точки зрения хранения в межсезонный период – «ватрушку» можно быстро сдуть и убрать на хранение в любое место. Но так ли все на самом деле?
Конструкция тюба
Сам тюб представляет собой автомобильную камеру различного диаметра, помещенную в специальный чехол из ПВХ. В нем имеется техническое отверстие, предназначенное для доступа к камере (в сдутом виде она может легко извлекаться из тюба или помещаться обратно). Для того чтобы камеру накачать до полного размера, соответствующего диаметру чехла, можно использовать насос или компрессор. После того, как техническое отверстие закроется, тюбг готов к использованию. Из-за своей формы тюб часто называют «ватрушкой».
Конструкция качественного тюба предусматривает дополнительное усиление участков, испытывающих максимальные нагрузки (например, дно и области ручек). Как правило, для этой цели используется капроновая лента. Для минимизации трения материала чехла с поверхностью скольжения используется специальное покрытие. Как результат, тюбинг может развить достаточно большую скорость на небольших горках и склонах.
Отечественные тюбинги не взрываются, так как они укомплектованы надежными камерами. Даже если камера получила повреждение, тюбинг просто будет медленно спускать, обеспечивая безопасное скольжение.
Опасные факторы при тюбинге
Согласно статье в Википедии, сама камера в тюбе смягчает удары при падении или столкновении, что, несмотря на большую скорость, снижает возможность травмы до минимума. Однако, у сотрудников медицинских организаций, а также специалистов Управления гражданской защиты населения Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по данному факту совершенно противоположное мнение.
Основными причинами, которые усугубляют опасность тюбинга, по информации вышеуказанных специалистов, следует считать то, что тюб двигается на достаточно большой скорости, как правило, 80-85 км/час, сама конструкция неуправляемая и не имеет тормозов. Сидящий в «ватрушке» человек не касается снега ни руками, ни ногами и на процесс катания никак повлиять не может, пока не остановится сам или вынужденно, например, с помощью какого-нибудь пня под снегом или дерева.
Как показывает практика, при катании на тюбинге наиболее опасными и чаще всего приводящими к травмам, являются:
- Катание на трамплинах. Сама конструкция тюба предназначена для катания на ровной поверхности. Любая кочка, даже еле заметная, - это риск вылететь из тюбинга с неизвестными последствиями.
- Катание толпой. «Ватрушки» рассчитаны на определенный вес (даже самая большая, взрослая, - только до 120 кг), и от перевеса они могут лопнуть на полном ходу. К тому же, чем больше рук и ног торчит из тюбинга, тем больше риск повреждений при неаккуратном торможении.
- Катание с крутых гор. Специальные тюбинговые трассы имеют уклон не более 20 градусов. Там, где катаются на лыжах или сноубордах, с «ватрушкой» делать нечего. На таких трассах «ватрушки» скользят лучше, скорость больше, соответственно, выше риск травматизма и серьезнее травмы. Ведь чем больше ускорение, тем больше сила, с которой можно удариться обо что-то.
- Привязывание тюбинга к машинам, квадроциклам, буранам. Трос у «ватрушки» не предназначен для такой силовой нагрузки и, как правило, обрывается при экстренном натягивании. Также во время торможения технического средства происходит неконтролируемое дальнейшее движение тюбинга на достаточно большой скорости
Устный журнал «Безопасное поведение на железной дороге»
Цели:
- Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения на железной дороге.
- Развивать память, мышление, умение логически правильно излагать свои мысли, умение действовать по инструкции, внимание.
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство осторожности.
Материалы: иллюстрации с изображением платформы, шлагбаума, переезда, стрелочного перевода, кепка и жилет машиниста, листы белой бумаги, карандаши, краски.
Ход занятия
- Организационный этап
Сегодня мы с вами поговорим о правильном поведении на железной дороге. Ведь железная дорога –это зона повышенной опасности. Кто–нибудь из вас ездил на поезде, электричке? Как вы думаете, какие опасности могут поджидать человека во время ожидания поезда, либо непосредственно в самом поезде? (выслушать варианты ответов детей).
Действительно, опасность на железной дороге может подстерегать повсюду, поэтому каждому из нас необходимо знать правила безопасности на железнодорожных путях. Нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или для сокращения времени. Как вы думаете, а где можно переходить или переезжать жд пути?
Правильно, осуществлять проезд или переход можно только в специально отведенных для этого местах. Одним из таких мест является переезд (показ иллюстрации: переезд, шлагбаум; рассматриваем иллюстрации, что на них изображено, составляем алгоритм перехода или проезда через железнодорожные пути: при пересечении жд переезда остановитесь, внимательно посмотрите на сигналы, убедитесь, что не видите приближающегося поезда и только потом продолжайте движение; если сигналы показывают приближение поезда, необходимо остановиться и подождать, пока поезд не уйдет.)
На вокзале, чтобы перейти с одной платформы на другую, можно воспользоваться подземным переходом, тоннелем, либо настилом для пешеходов. В любом случае необходимо быть предельно внимательным и осторожным!
Сейчас давайте рассмотрим несколько ситуаций. Вы слушайте внимательно и ответьте на вопрос, правильно ли действовали персонажи ситуаций, и как поступили бы вы?
- Работа по теме
СИТУАЦИЯ №1 Иван Петрович торопился в кассу, купить билет на электричку. В это время прибыл поезд и перекрыл Ивану Петровичу переход через пути. «Эх, - подумал Иван Петрович, - сейчас быстренько под вагоном перелезу! » И полез под вагон (ни в коем случае нельзя подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки: показ иллюстрации «Автосцепка»)
СИТУАЦИЯ №2 Игорь шел со школы. Он побыстрее хотел прийти домой и решил срезать путь: «Пойду по рельсам, так быстрее! » Посмотрел – поезда нет и спокойно пошел, а чтоб не скучно было одел наушники, включил музыку по громче…
(движения по жд путям запрещены даже при отсутствии на них подвижных составов; при переходе через железнодорожные пути человек должен быть предельно внимательным, ни в коем случае нельзя надевать наушники, рассматривать картинки в телефоне, играть в приставку)
СИТУАЦИЯ №3 Света ехала на велосипеде от бабушки домой. Ее путь лежал через жд переезд. Света видела, как машины останавливаются перед переездом. «Но я ведь на велосипеде, - подумала Света, - я быстро проеду, зачем мне останавливаться? » И поехала…
(при пересечении переезда нужно остановиться, убедиться, что пути свободны и только потом продолжать движение)
- Молодцы, вы правильно отвечали на вопросы, а теперь давайте немного отдохнем. Поиграем в игру «Поезд». (выбирается машинист, он ведет поезд, остальные дети – вагоны. Ребята встают друг за другом, положив руки на плечи. Ведущий: Машинист должен быть очень внимательным и точно следовать по маршруту, который я проложу.
Игра проводится 2-3 раза, каждый раз выбирается новый машинист и прокладывается новый маршрут)
- Ребята, возвращайтесь на свои места, продолжаем занятие. Посмотрите на следующую иллюстрацию (показываю иллюстрацию «Платформа. В ожидании поезда») Как вы думаете, а какие могут быть требования безопасности при ожидании поезда? (если дети затрудняются ответить, задаю наводящие вопросы: Можно ли устраивать подвижные игры на перроне? Можно ли подходить к краю платформы? Можно ли бежать к подъезжающему поезду)
Итак, формулируем требования безопасности при ожидании поезда:
-не отходить далеко от взрослых;
-не устраивать подвижных игр;
- не бежать по платформе рядом с вагоном движущегося поезда;
-не пересекать ограждающую белую линию.
3.Подведение итогов
Молодцы, ребята! А теперь давайте проверим, кто из вас был самым внимательным сегодня. Я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к сегодняшнему занятию, где было бы изображено то, как НЕЛЬЗЯ себя вести, находясь рядом с жд путями. Разделимся на группы по два человека, у каждой группы должна получиться своя картинка.
После рисования, дети рассказывают по своей иллюстрации, какие правила жд безопасности были нарушены.
Итог: Соблюдая эти простые правила безопасности, вы убережете и себя и окружающих от беды. Всегда вблизи железной дороги будьте внимательны и осторожны!
Обучающая беседа «Будь осторожен на льду»
Цели:
- повторить правила поведения на воде
- обучать правилам безопасного поведения на льду
- учить способам самоспасения.
- обучать способам помощи людям, терпящим бедствие на льду
Задачи:
- сформировать знания детей об опасном поведении на льду во время осеннее зимнего периода.
-воспитывать представления о нравственных нормах жизни: умение правильно оказать помощь пострадавшим, проявлять самостоятельность в практических заданиях.
Ход мероприятия.
1 Организационный момент.
2 Вступительная беседа.
- Сегодня мы вспомним очень важную для всех тему. А вот какую, попробуйте определить сами, отгадав загадки.
3 Актуализация знаний.
- Гость гостил, Без досок, без топоров
Ледяной мост мостил- Через речку мост готов.
Без ножа, без топора, Мост, как синее стекло
Без железного долота.( Мороз)
Скользко, весело, светло.(Лёд)
- Так о чём мы будем говорить? ( О ледяных мостах, сковавших реки зимой, о правилах поведения на льду.)
4 Сообщение темы.
Зима - прекрасная пора для всевозможных игр и развлечений: снежки, постройка городов и снеговиков, катание на санках, лыжах и коньках.
Однако для того чтобы развлечение не превратилось в трагедию, во время нахождения на льду, необходимо соблюдать определенные правила безопасности. Ребята, не только природные явления бывают, опасны человеку. Сам человек порой ведёт себя с природой так, что угрожает и ей, и своему здоровью тоже.
Какие ближайшие к нашей селе водоёмы вы знаете?
-И сегодня мы будем говорить о Безопасности на льду.
- Чем опасен лёд?
Прочность льда.
- Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным, если его толщина не меньше 10 см. Чтобы выдержать одного человека.
- Толстый, прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенки.
-Тонкий и ненадёжный лёд имеет матово-белый или желтоватый оттенки.
- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют опасные места, где прогулки опасны.
Наиболее опасные места.
-Слаб он обычно в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.
-Следует обходить участки запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.
- Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд , как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.
- Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.
-Вы скажете, так что получается,зимой на льду лучше вообще не ходить?
- Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения на льду есть свои правила.
- Двигаясь группой, идите на расстоянии 6 м друг от друга по тем следам, которые оставляет идущий впереди.
- Не ходите на лед весной, тем более под мостом или около берега.
- Если вы ступили на хрупкий лед, перемещайтесь назад ползком или перекатывайтесь.
- Увидев отколовшуюся льдину, не ступайте на нее, они легко переворачиваются.
- Толстый, прочный лёд имеет синеватый или зеленоватый оттенки.-
- Прежде,чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
- Как вы думаете, почему? ( Этот путь уже кем-то проверен.)
2 Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
3 Следует взять с собой палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, немедленно возвращайтесь к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами , не отрывая подошв ото льда.
–На что это похоже?
4 Действительно безопаснее всего переходить водоём на лыжах.
- Почему? ( Давление на лёд меньше.)
- А в опасных местах и на лыжах надо быть осторожным. Крепления лыж надо расстегнуть или ослабить, чтобы при необходимости их быстро сбросить .Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.
5 При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не менее 4-5 метров друг от друга.
Способы самоспасения.
- не поддаваться панике,
- попав в беду, сразу звать на помощь, не пытаться « спасаться» молча, любой, кто услышит Ваш зов, поспешит Вам на помощь;
- попытаться освободиться от верхней одежды и обуви, быстро намокшая одежда тянет провалившего под воду;
- следует спокойно опереться локтями об лёд, перевести тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги оказались у поверхности воды ,затем ближнюю к кромке ногу осторожно вынести на лёд и затем, переворачиваясь на спину, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли , где лёд уже проверен.
-Ребята ,ну а какую помощь мы можем оказать , если на ваших глазах тонет человек?
Правила оказания помощи провалившего под лёд.
-Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикнете ,что идёте на помощь.
-Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше- ползком ,широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти по ней.
-Можно использовать крепко связанные шарфы, шарфы.
-Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.
-Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним от опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть.
5 Подведение итогов.
-Давайте подведём итоги мероприятия.
- о чём мы сегодня говорили?
- Как нужно передвигаться по льду?
- Какую помощь нужно оказать человеку провалившегося под лёд?
-Ребята, всё о чём мы с вами говорили ,вы должны запомнить.Лёд коварен , он не прощает беспечности и неосторожности. Помните и вы о своей безопасности!
Минутка безопасности «Осторожно гололед»
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности при неблагоприятных погодных условиях – гололеде, гололедице.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о способах безопасного поведения на улице во время гололеда на дороге.
Формировать целостную картину мира, расширить кругозор в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.
Ход мероприятия
1.Организационный момент
Всем добрый день. Сегодня мы проведем небольшой классный час. О чем пойдет речь, мы можете догадаться из представленного ряда изображений. Все мы знаем, что близится самое холодное и коварное время года – это зима.
Неотъемлемой частью зимы является гололед, и сейчас мы посмотрим небольшое видео о нем.
2.Основная часть
лядя на то, как другие люди падают, нам становиться смешно, так как это выглядит забавно, когда кто-то отплясывает на льду, пытаясь удержать равновесие. Но не стоит забывать, что гололед является страшным врагом нашему здоровью.
Опасен гололед своей внезапностью, ведь не всегда можно заблаговременно понять, где скользко, а где нет, куда можно наступить, а куда не следует. Зачастую скользко оказывается именно там, где мы не замечаем.
Наверняка каждый из вас хотя бы раз в жизни поскальзывался или даже, полностью теряя равновесие, резко менял вертикальное положение на горизонтальное, то есть падал. И согласитесь это не самое приятное ощущение.
Но помимо не приятных ощущений, какие последствия грозят нашему организму внезапные падения?
(Ученики озвучивают предположения).
Конечно, мы можем порвать или испачкать одежду, испортить какую-либо вещь, разбить только что купленную маме вазу. Но это все не серьезно. В действительности же мы можем пострадать куда больше, получив травму.
Наиболее уязвимы при падениях конечности. Вывихи, растяжения, ушибы и переломы рук и ног составляют более 80% всех зимних травм.
Как вы думает, кто наиболее подвержен зимнему травматизму?
Согласно статистике, в основном жертвами зимнего травматизма становятся мужчины и женщины, подростки трудоспособного возраста (80%). Дети в списке пострадавших на льду составляют всего 2%, а пожилые люди — не более 8%. Цифры не вызывают удивления, поскольку дети, обладая незначительным весом, обычно не слишком сильно травмируются при падении с высоты собственного роста. Пенсионеры же менее мобильны по сравнению с молодежью и имеют возможность просто не выходить на улицу при неблагоприятных погодных условиях.
Уменьшить риск падений при передвижении по скользким тротуарам может правильно подобранная обувь.
Специалисты советуют при покупке зимней обуви обратить внимание на подошву. Во-первых, каблук должен быть не более 3 сантиметром, так же он должен быть широким и устойчивым.
Во-вторых, подошва не должна быть абсолютно гладкой, лучше брать обувь с ребристой и шершавой подошвой, это улучшить сцепление с поверхностью.
Если же уже купленная обувь скользит, то можно прибегнуть к некоторым хитростям. Например, наклеить на подошву кусочки пластыря или пошаркать ее наждачной бумагой, это сделает подошву более шершавой.
Помимо использования специальных приспособлений минимизировать опасность падений на скользких тротуарах и возможные травмы можно, соблюдая несложные правила.
Прежде всего, на зимних улицах необходимо быть внимательными, смотреть под ноги, следить за тем, куда делаете следующий шаг. При планировании маршрута лучше выбирать расчищенные или посыпанные песком тротуары.
Передвигаться по скользким участкам пути следует не торопясь, ступая всей поверхностью подошвы, медленными шажками и слегка скользя. Руки при этом по возможности должны быть свободными.
В ситуациях, когда потеряно равновесие и падение неизбежно, умение правильно падать может предотвратить получение травм. Сейчас мы посмотрим небольшое обучающее видео о том, как правильно падать.
Из данного видео мы можем взять во внимание тот факт, что в первую очередь, необходимо беречь голову, руки и поясницу.
- Заключительная часть
И все же помните, что лучшей профилактикой травматизма в гололед остается внимательность и осторожность.
Давайте немного повторим. Какая должна быть зимняя обувь? Как передвигаться по скользкой дороге, чтобы избежать падения? Как действовать, если падение неизбежно.
На этом у меня все. Спасибо вам за внимание и беседу. И будьте осторожны.
«Светоотражающая лента - мой надёжный талисман»
Нарукавная повязка - представляет собой цветную тканую ленту с нанесенной на неё световозвращающей полосой. То, что световозвращающие ленты – не украшение рабочего костюма, а средство защиты, знают сегодня многие.
В настоящее время детали из материала, светящегося в темноте, стали обязательными элементами сигнальной одежды. При дневном свете материал имеет серебристо-серый цвет, а в темное время суток в свете фар или другого источника света становится ярко-белым.
Н арукавные повязки из световозвращающего материала располагают на одежде так, чтобы они не были закрыты при движении человека и зрительно воспринимались. Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных и вертикальных полос на спину, внешнюю часть рукавов, нижнюю наружную часть брюк, а также на головные уборы, рукавицы, обувь и другие предметы одежды.
Лента светоотражающая обеспечивает безопасность в темное время суток и в то же время делает одежду более яркой и привлекательной.
Обучающая беседа: «Стань заметней в темноте!»
Цель:
-напомнить и закрепить основные правила безопасного поведения при передвижении в темное время суток, объяснить предназначение световозвращающих элементов, закрепить навык ношения светоотражающих элементов, правила расположения их на одежде, школьных рюкзаках и т.д.
Задачи:
Образовательная - формирование знаний о дороге, правилах движения в темное время суток.
Развивающая - развитие способностей к ориентировке на улице в темное время суток, обогащение словарного запаса.
Воспитательная - воспитание уважения к тем, кто находится за рулем автомобиля.
Используемые средства: ситуационные картинки по ПДД, набор светоотражающих элментов, видеофильм «Стань заметней в темноте! »
I.Организационный момент
Учитель объясняет принцип действия световозвращающих элементов
В ечером и ночью, когда улицы и дворы плохо освещены, водители обнаруживают пешехода, имеющего светоотражающие элементы, со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходами без них: если машина движется с ближним светом фар, расстояние увеличивается с 25-40 метров до 130-140, а если с дальним – расстояние увеличивается до 400 метров. По результатам исследования, расстояние, с которого «обозначенный пешеход» становится более заметен водителю проезжающего автомобиля, увеличивается в 1,5-3 раза. А это дает водителю дополнительное время на принятие наиболее правильного решения для избежания возможного наезда на пешехода (тем самым риск наезда транспортного средства на пешехода снижается на 85 %).
Поскольку человек постоянно двигается, лучи света падают на него не прямо (как на велосипед), а под разными углами. Специальная начинка светоотражателей позволяет отражать свет в том же направлении, откуда он падает. Светоотражающий элемент будет виден всегда. Дождь, туман – не помеха. На рынке в ассортименте товаров представлены: фликеры (подвески, наклейки), светоотражающие нарукавные повязки, тесьма и готовая одежда с деталями из светоотражающих материалов.
I I.Основная часть
Далее детям демонстрируются имеющиеся светоотражающие элементы
- ФЛИКЕРЫ. Что они собой представляют?
Это световозвращатели, которые производятся в виде значков, подвесок, термонаклеек на одежду и наклеек на металл. Фликеры изготавливаются по специальной технологии из мягкого пластика ярких цветов, эти привлекательные на вид изделия крепятся на одежду, сумки или рюкзачки с помощью булавки или шнурка, входящего в комплект. А термонаклейки легко крепятся на ткань с помощью утюга.
- ТЕСЬМА
представляет собой цветную тканую ленту, в которую вплетены световозвращающие нити различной ш ирины. Ткань серебристо-серая, представляет собой совокупность стеклянных микролинз с высокой световозвращающей способностью, внедрённых в специальный клеевой слой, нанесенный на хлопковую, нейлоновую или хлопково-полиэфирную текстильную основу. Тесьма применяется для отделки спортивной, рабочей, детской одежды, страховочных поясов, рюкзаков, сумок, обуви и т.д.
- НАРУКАВНЫЕ ПОВЯЗКИ
представляют собой цветную тканую ленту с нанесенной на неё световозвращающей полосой. То, что световозвращающие ленты – не украшение рабочего костюма, а средство защиты, знают сегодня многие. А ведь совсем недавно, каких-нибудь лет десять назад, в нашей стране рабочая одежда отделывалась деталями из серебристой ткани, выполнявшей лишь декоративную функцию. В настоящее время детали из материала, светящегося в темноте, стали обязательными элементами сигнальной одежды. При дневном свете материал имеет серебристо-серый цвет, а в темное время суток в свете фар или другого источника света становится ярко-белым.
Нарукавные повязки из световозвращающего материала располагают на одежде так, чтобы они не были закрыты при движении человека и зрительно воспринимались. Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных и вертикальных полос на полочку, спинку, внешнюю часть рукавов, нижнюю наружную часть брюк, а также на головные уборы, рукавицы, обувь и другие предметы одежды.
Беседа сопровождается демонстрацией светоотражающих элементов, уч-ся в доступной форме объясняются правила ношения.
III.Заключение
Учащимся предлагается еще раз повторить для чего предназначены светоотражающие элементы, с какой целью их необходимо носить пешеходам.
Вопросы:
- Назовите основные правила безопасного поведения на дороге в темное время суток.
- Объясните предназначение световозвращающих элементов.
- Расскажите о принципе действия световозвращающих элементов.
- Помогают ли эти элементы водителю вовремя заметить пешехода в темноте?
Час общения «Как избежать обморожения. Первая помощь при обморожении»
Цель: ознакомление обучающихся с правилами оказания первой медицинской помощи при обморожении.
Ход беседы:
Учитель: Обморожение — это повреждение кожного покрова под воздействием низкой температуры. Чаще всего обморожение можно получить зимой при температуре ниже О °С. Однако обморожение может грозить человеку и весной и осенью в дождливую, ветреную погоду при высокой влажности и длительном пребывании вне помещения. К обморожению могут привести также длительное отсутствие движения (например, при ожидании транспорта на остановке), тесная обувь, влажная одежда, отсутствие головного убора, ослабленное состояние организма после болезни.
Чтобы избежать переохлаждения, нужно всегда держать ноги в тепле. Для этого обувь должна быть свободной. Прослойка воздуха удерживает тепло, а в тесной, плотно прилегающей к ноге обуви замерзнуть можно очень быстро. Кроме того, необходимо носить непромокаемую обувь на толстой подошве. В сильные морозы надевайте шерстяные носки.
Пальцы рук замерзают быстрее всего, носите тёплые перчатки или варежки, чтобы не получить обморожения.
Обязательно закрывайте уши и лицо, на этих участках кожа наиболее чувствительна к холоду. В ветреную погоду и тем более в метель натягивайте шапку на лоб и закрывайте лицо шарфом так, чтобы оставались открытыми только глаза. Нос — самая холодная часть человеческого тела, поэтому он может быстро замерзнуть и обморозиться. В сильный холод дышите через нос. Если вас начинает бить дрожь, постарайтесь унять её и выровнять дыхание.
Длительное пребывание на одном месте без движения ускоряет процесс замерзания. Почувствовав, что замерзаете, трите руки друг о дружку, стучите ногами, шевелите пальцами ног, прыгайте, делайте круговые движения руками. Если всё это не помогает вам согреться, постарайтесь как можно быстрее добраться домой или в любое отапливаемое помещение. И только после того, как вы почувствуете, что согрелись, можете снова выйти на улицу.
Помните: части тела, подвергшиеся обморожению однажды, будут уязвимы всегда и начнут замерзать уже при лёгком морозе.
ЗАПОМНИ!
Первая помощь при обморожении.
К признакам обморожения относятся: потеря чувствительности, ощущение покалывания или пощипывания. При первой степени обморожения кожа белеет. Ни в коем случае нельзя игнорировать происходящее, иначе обморожение может усилиться. Уже при первых признаках обморожения нужно срочно бежать в тёплое помещение. На морозе растирать и греть обмороженные части тела бесполезно и опасно.
Придя в тёплое помещение, прежде всего снимите промёрзшие обувь и носки. Помните, что согреваться нужно медленно. Нельзя растирать обмороженные участки кожи. Наложите сухую повязку на повреждённую кожу, это уменьшит скорость отогревания. Пейте много тёплой и сладкой жидкости для согревания организма изнутри. Если вы испытываете болевые ощущения, примите обезболивающую таблетку, которую вам дадут родители. При сильном обморожении обязательно обратитесь к врачу. Впоследствии старайтесь не подвергать воздействию холода те части тела, которые были обморожены.
Подведение итога беседы: о чем мы с вами беседовали? Надеюсь, ребята вы надолго запомните эти правила! Всего вам доброго!
Интеллектуальная викторина «Правила безопасного поведения дома».
Цели:
образовательные:
- повторить с учащимися основные правила безопасного поведения в быту;
- формировать умения видеть опасность в повседневной жизни и умение её предупредить;
- дать представление о негативных последствиях для жизни и здоровья при незнании или несоблюдении правил безопасности;
развивающие:
- развивать логическое мышление, наблюдательность;
воспитательные:
- воспитывать ответственное поведение в быту, осторожность, умение отвечать за свои поступки.
Наглядность и оборудование: изображение домика и картинок с опасными ситуациями, карточки-лучики для сборки солнышка с правилами безопасности, книга со стихами С.Я.Маршака («Кошкин дом»), карточки с картинками «Четвертый лишний».
Ход занятия:
- Вводная часть
1.Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Очень рада вас снова увидеть.
Начинается урок,
Он пойдёт всем детям впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
- Вступительная беседа.
– Дети, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном – о безопасном поведении дома.
- А кто из вас знает, что такое безопасность? Ответьте своими словами.
- Давайте я прочитаю более точное определение слова «безопасность».
«Безопасность - это когда нет угрозы здоровью и жизни, есть защита от опасности».
-Где и что может угрожать нашему здоровью и жизни? (На дороге, на реке, дворе, в лесу)
- Правильно. А где мы с вами находимся больше всего времени? (в школе, дома).
- Да, то есть в том месте, где живём. А значит и опасности нас там поджидают каждый день особенно в отсутствие взрослых. Поэтому название нашего занятия: «Правила безопасного поведения дома».
- Вот под крышу этого домика мы будем вешать картинки с опасными ситуациями и вы увидите сколько их много (На доску вывешивается изображение домика).
- А чтобы защититься от опасности мы должны знать правила безопасного поведения. Поэтому рядом с домиком мы попробуем собрать солнышко с правилами поведения, которые нам помогут и сделают нашу жизнь более светлой и радостной.
- Основная часть
Работа по теме занятия.
1) - Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения «Кошкин дом». Вы отгадайте, почему произошло несчастье с главной героиней?
Хозяйка и Василий
Усатый старый кот,
Не скоро проводили
Соседей до ворот.
Словечко за словечком-
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожёг ковёр.
Ещё одно мгновенье-
И лёгкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчёл. (С.Я.Маршак)
- Ребята, какая беда случилась в кошкином доме? (Он загорелся, начался пожар).
- Почему у кошки загорелся дом? (Потому - что печь оставили без присмотра).
- Что ещё нельзя оставлять дома без присмотра? (свечи, утюг, плиту).
- Правильно. А теперь послушайте стихотворение и подумайте, какие еще предметы опасны и могут вызвать пожар в доме?
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не, шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.
- С чем нельзя шутить в доме или помещении? (Со спичками, зажигалками).
- Какое же первое правило мы прикрепим к солнышку? (Не играйте с огнём).
А теперь, ребята, давайте маленько отдохнем и поиграем в пожарников.
Физминутка «Пожарники»
1-2-3-4
3-4-1-2
Кто шагает дружно в ряд,
Мы пожарников отряд.
От жары горит лицо,
Мы огонь возьмём в кольцо.
Едкий дым колюч и горек.
Тут поможет лишь топорик.
Пламя в щели так и бьёт.
Прорублю я в стенке ход.
Багром дотянусь до горящих досок
Лопатою пламя зарою в песок..
(Вместе с детьми выполняем все движения по тексту).
2) - А сейчас назовите предметы, которые изображены на рисунке. (нож, вилка, топор, игла, ножницы, пила). Давайте отгадаем загадки об этих предметах.
а) Два кольца, два конца, а посередине гвоздик
(Ножницы)
б) Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу
(Иголка)
в) Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, —
Знать, невкусная доска.
(Пила)
г) У меня есть лезвие-
Острое, железное,
Обращайтесь осторожно,
Мной порезаться можно.
(Нож)
д)При виде еды
Не считают ворон,
Бросаются дружно
С обеих сторон:
Один — разрезает,
Другая — цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает
(Вилка, нож).
е) Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клены,
И березы бьют поклоны.
(Топор)
-Как вы думаете, почему я объединила эти предметы в один ряд? Что у них общего? (Острые предметы).
Учитель зачитывает стихотворение:
Окружают нас повсюду
очень острые предметы
А поэтому, ребята,
Вы послушайте советы
Вилки, ножницы, иголки
Топоры, ножи, осколки
Не игрушки, не конфеты
А опасные предметы.
- Вы с этим согласны? (Да)
- Почему это опасные предметы? (потому что ими можно пораниться)
- С какими опасными предметами вы встречаетесь каждый день в школе? (ручка, карандаши)
- Как вы должны с ними обращаться? (аккуратно, осторожно)
- Правильно, теперь мы можем прикрепить к солнышку лучик со вторым правилом: «Будьте аккуратны с острыми предметами».
3) -Ребята, посмотрите, что горит над нами вверху? (Лампочка)
- Без чего не будет гореть лампа? (без электричества, без тока).
- Где оно есть? (в проводах, розетках, электроприборах).
- А можем ли мы видеть ток? (Нет) Электричество не видимое.
Давайте послушаем стихотворение про электричество:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Электричество нам необходимо в повседневной жизни, На электричестве работают электроприборы: холодильник, телевизор, компьютер, стиральная машина, электрическая печь, фен, утюг, транспорт которому необходима электроэнергия: трамваи, электрички, метро.
Но электричество может быть и очень опасным.
Навсегда запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в нее совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой.
Как мы должны обращаться с предметами, где есть электричество?
- не прикасаться к оголенному проводу;
- не использовать неисправные электроприборы;
- не трогать включенный электроприбор мокрыми руками;
- не засовывать никакие предметы в розетку.
Давайте выведем третье правило безопасности: (Будьте осторожны с розеткой и электроприборами).
4) - А какие же еще опасности могут поджидать нас дома? В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди.
- Вы помните сказку «Волк и семеро козлят»? (Да)
- Волк в этой сказке был добрым или злым? Что он хотел сделать с козлятами? (Съесть их).
- Правильно ли сделали козлята, что не послушали маму и открыли волку дверь? (Нет).
-Ребята, нужно не только знать правила безопасности, но и вести себя в соответствии с ними. (Учитель читает стихотворение):
Если в дверь звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришел к тебе, узнай,
Сразу дверь не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать –
Дверь не вздумай открывать.
Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в милицию!
-Какое правило мы можем прикрепить к солнышку? (Нельзя открывать дверь незнакомым людям)
5) - Посмотрите на следующую картинку. Что делают ребята? (Дети тайком взяли таблетки). Ребята, но ведь лекарствами мы лечимся. Что же может быть от них опасного? Давайте послушаем стихотворение.
-Пилюли и таблетки
Нельзя тайком глотать!
Об этом наши детки
Обязаны вы знать.
Вот если заболеете-
Врача вам позовут,
И взрослые таблетку
Вам сами принесут.
Но если не больны вы,
Таблетки есть нельзя:
Глотать их без причины
Опасно вам. друзья.
Какое же следующее правило мы прикрепим к солнышку? (Нельзя без взрослых брать лекарства).
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с детьми выполняем все движения по тексту).
6) - Мы уже много узнали с вами об опасностях и о том, как их не допустить, если вы дома одни. А теперь я хочу, чтобы вы сами попытались подобрать оставшиеся правила безопасности к тем картинкам, которые остались на доске. (Дети подбирают правила с помощью учителя)
(Не разговаривайте с незнакомыми людьми по телефону. Нельзя просовывать голову в окно. Не засовывайте в уши и нос мелкие предметы. Осторожно закрывайте двери. Будьте осторожны с газом. Не катайтесь по перилам. Не играйте на балконе.).
III. Заключительная часть.
- Молодцы ребята! Вот мы и собрали все лучики нашего солнышка. Определили все правила безопасного поведения дома. А теперь давайте поиграем в игру. Я раздам вам карточки с изображением различных предметов. В каждом ряду найдите один предмет, который может стать причиной пожара. (Раздаются карточки с изображением следующих предметов: 1) Ковёр, телевизор, картина, стол; 2) стакан, зажигалка, ложка, одеяло; 3) Фен, ваза, карандаш, колечко; 4) Спичка, ведро, ранец, кукла.) (Проверка правильности выполнения задания).
- Ребята, сегодня мы с вами попытались вспомнить все опасные ситуации, которые могут возникнуть и разобрали как себя при них вести. Но иногда, к сожалению, бывают моменты, что несчастье уже случилось с нами, или мы стали свидетелем чужой беды, поэтому вы должны знать куда в таких случаях обращаться. Давайте вспомним самые важные службы спасения и их номера телефона (на доску вывешиваются иллюстрации служб спасения с номерами: 01 - пожарная часть, 02 – милиция, 03 - скорая помощь).
А сейчас мы поиграем с вами в игру «Набери правильно номер». Ребята, встаньте из-за парт, я буду называть опасную ситуацию, а вы должны присесть столько раз, какую цифру вы наберете, чтобы вызвать службу спасения. (Ситуации: 1) В доме загорелся утюг. 2) Вам постоянно звонит по телефону незнакомый человек. 3) У вас разболелся живот. 4) К вам в дом пытаются проникнуть грабители)
Молодцы ребята! Вам понравилось занятие? (Да).
- Как мы должны себя вести в школе, дома? (Осторожно)
- Что значит - осторожно? (Соблюдать правила безопасного поведения)
- Какие правила осторожности или безопасности запомнили? (Дети совместно с учителем перечисляют правила безопасности)
- По каким телефонам можем вызвать службы спасения? (101 - пожарная часть, 102 – милиция, 103 - скорая помощь). Молодцы!
Наше занятие подошло к концу. Я хочу, чтобы вы не забывали правила безопасного поведения дома и чтобы солнышко, которое мы сегодня с вами собрали всегда охраняло вас и ваш дом от опасностей.